Нужно знать прихожанам

Дорогие братья и сестры!

Для вашего удобства мы создали раздел, в котором вы можете найти ответы на вопросы о духовной и церковной жизни православного христианина. Для чего мы ставим свечи? Как подготовиться к посещению храма? Что происходит во время богослужения? Казалось бы, простые вопросы, но далеко не все знают на них ответы. Многие приходят в церковь и совершают ритуалы, привычные им с детства, не до конца понимая их значение. Мы хотим раскрыть их истинную роль для того, чтобы путь к Господу был осознанным. Раздел регулярно обновляется и пополняется новыми материалами.

 

Почему мы называемся православными христианами?

Слово «православие» в переводе с греческого буквально означает «правильное учение» или «правильное славление». То есть мы, православные христиане, право (правильно) славим Бога. А именно: верим в него так, как заложено в «Символе веры», следуем Его заповедям, искореняем в себе страсти и греховные наклонности, воспитываем противоположные им добродетели и принадлежим Церкви, созданной Господом нашим Иисусом Христом.

свеча

 

Значение символа веры

Символ веры есть исповедание того, во что верят православные христиане, изложенное в 12 частях (членах). Он был составлен в IV веке на I и II Вселенских Соборах, когда начали возникать ложные учения о Боге (ереси). Чтение Символа веры олицетворяет обещание Богу быть в единстве с его Церковью.

 

О церкви

Церковь (Храм) – это место общения человека с Богом и совершения священнодействий. О Церкви говорится в 9-ом члене Символа веры: (Верую) и во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Церковь – творение Иисуса Христа, место, в котором люди соединяются с Богом путем освящения. Во Христе православные христиане видят спасение, а оно невозможно без воцерковления. Цель Церкви – нравственное возрождение людей. Оно достигается усилиями самого человека и с помощью благодатной силы Христовой, которая проявляется через таинства, богослужения и молитву.

 

Внутренее убранство церкви

Устройство православного храма состоит из трех частей: алтаря, среднего храма и притвора. Человек, входящий в храм, попадает в притвор – место, где можно оставить верхнюю одежду, написать записки о здравии и упокоении. Но это в современном русском храме. В Греции, например, в притворе начинаются службы. Считается, что переступив порог храма, человек должен оставить все земное и предаться молитве. Так было и во времена древнего христианства, со временем же значение притвора упразднилось. Тем не менее, уже войдя в притвор, прихожанам рекомендуется отрешиться от суетных мыслей и приготовиться к общению с Богом.

В средней части храма располагаются прихожане. А вот алтарь – «сердце храма», недоступное мирянам, символ Небесного Царства. Здесь находится главная святыня – престол, на котором совершается Таинство Причащения и жертвенник, где происходит приготовление хлеба и вина для Таинства. От среднего храма алтарь отделяет иконостас, а вход осуществляется через Царские Ворота, примыкающие к центру иконостаса. Считается, что Царские Ворота служат для прохождения Иисуса Христа во время Святого Причащения, поэтому входить в алтарь могут только церковные и священнослужители. Женщинам это строго запрещено, за исключением монахинь, имеющих особое благословление.

 

Как подготовиться к посещению храма?

Перед посещением храма нужно настроить себя духовно: почитать Библию или другую духовную литературу, провести с собой мысленные беседы: какими были мои помыслы в течение недели, совершил ли я грех, за что я могу поблагодарить Господа? Рекомендуется грехи записывать, так легче будет анализировать свой жизненный путь и не теряться в момент исповеди.

Стоит выбрать скромную и благочестивую одежду и обувь для посещения церкви. Стоит ли говорить о том, что одежда должны быть чистой?

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3: 3–4)

Женщинам необходимо прийти в юбке ниже колена, с покрытой платком головой. К обуви строгих требований нет, но лучше, если она будет удобной – порой службы длятся не один час. Косметика, особенно помада, в храме не приемлема. Почему отдельно выделяется именно помада? Потому что во время прикладывания к иконе, помада будет оставлять следы, что оскверняет святыню.

Мужчинам можно прийти в брюках или джинсах, свитере или пиджаке, но никак не в майке и шортах. Однако допускается появление в шортах детей до 7 лет. При входе в храм мужчина снимает головной убор.

 

Входя на территорию храма

Посещение храма начинается с той секунды, когда человек входит в калитку, отделяющую территорию храма. Оставив житейские смятения, мужчинам необходимо снять головной убор, женщинам покрыть голову платком. Затем, не спеша и благоговейно, трижды перекреститься, сделав поясной поклон. Про себя можно прочесть «Отче наш» или просто сказать: «Господи помилуй», это поможет настроиться на соответствующий лад.

 

Как вести себя в храме

Подойдя к храму и встав на паперти, необходимо снова совершить три крестных знамения. Разговоры, не относящиеся к духовным, следует прекратить. Храм – это «Дом Божий», здесь принято вести себя скромно, поэтому входите тихо, беспокоясь кому-то помешать. Повернувшись к алтарю, нужно снова сотворить три поклона с крестным знамением.

В церкви не принято разговаривать, мы приходим в храм для того, чтобы мысленно обращаться к Богу, ничто не должно отвлекать от этого. Молитвы произносятся про себя. Не принято в церкви держать руки в карманах, жевать жевательную резинку. Приобщать ребенка к церкви – благое дело, но перед этим следует провести с ним беседу, рассказать о правилах поведения в храме: о том, что нельзя смеяться и баловаться. Расплакавшегося младенца можно успокоить на улице, если не удалось сделать этого в стенах храма.

И, наконец, следует учесть то, что многие люди могут вести себя неправильно только лишь по незнанию. Лучше мягко и дружелюбно подсказать, как верно, чем делать грубое замечание.

 

Во время богослужения

Свечи, духовная литература и церковная утварь приобретаются до начала службы, поэтому прийти в храм лучше на 15-20 минут раньше. Во время службы нельзя ставить свечи, прикладываться к иконам, ходить по храму и разговаривать. Во время службы прихожане стоят, но есть пословица: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах». Поэтому если невмоготу, можно посидеть, только не закинув ногу на ногу.

Тем не менее, есть моменты, когда необходимо встать. Это время звучания Шестопсалмия, «Честнейшей», Великого славословия, возгласа «Благословенно Царство», а также во время малого входа и чтения Евангелия, которое есть Слово Божие, звучащее к людям. Это же касается и чтения Символа веры. Также следует встать во время возгласа «Твоя от Твоих», так как считается, что в это время на хлеб и вино, приготовленные для Причастия, сходит Святой Дух, превращая их в плоть и кровь.

Считается греховным покидать богослужение, не дождавшись окончания. Это можно сделать только в случае крайней необходимости.

  

Для чего мы совершаем крестные знамения и поклоны?

Крест – это знак победы над грехом и смертью. Крестное знамения означает веру человека в Иисуса Христа как своего Спасителя. Вера в Христа – это любовь к Нему и всецелое исполнение воли его. Только так человек может защититься от зла. Совершая крестное знамение, православные христиане выражают свою веру в Бога.

Для крестного знамения необходимо сложить вместе три пальца правой руки – большой, указательный и средний, а безымянный и мизинец пригнуть к ладони. Затем, не торопясь приложить троеперстие ко лбу, животу, правому плечу, левому плечу.

Совершать крестное знамение необходимо спокойно, без спешки. Кланяться можно только тогда, когда правая рука опустилась. Считается, что поклонившись раньше времени, совершаешь кощунство, ломая «крест». Порой люди крестятся суетливо, не сложив вместе пальцы, а как бы пятерней, пронося троеперстие по воздуху, у груди – все это неправильно. Правильно совершенное крестное знамение утешает греховные страсти, устрашает бесов.

Поклоны совершаются в знак смирения перед Богом. Различают поясные и земные поклоны. Во время поясных поклонов кланяются до пояса, при земных становятся на колени и касаются головой земли.

 

 

О церковной свече

Зажженная свеча – знак жертвенности и посвящения себя Богу, свидетельство веры, знак молитвенного обращения православного христианина к Господу. Мягкий и податливый в результате плавления воск свечи символизирует человека, созревшего для работы над собой.

Возжигание свечи - это участие верующего в богослужении. Сама по себе она не дает душевного исцеления, освобождения от грехов, укрепления духа. Это лишь внешний символ служения человека Богу. Ставить свечи и продолжать грешить значит оскорблять Господа.

«К чему Мне множество жертв ваших... Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1: 11–15).

Свеча - это в том числе и денежная жертва Храму, поэтому лучше, если она будет приобретена в том Храме, в котором человек будет молиться. Однако не запрещается приходить в Храм со свечами, купленными в другом месте. Кроме того, денежный взнос за свечу является необязательным. Жертва Храму должна быть добровольной и посильной. Размеры свечи не имеют значения.

 

Как правильно ставить свечи

Правил о том, куда ставить свечи не существует. Обычно свечи ставятся к храмовой иконе, в церковные праздники к иконе Святого, в честь которого праздник, к мощам Святого, к иконе Святого, имя которого носишь. За здравие свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святым, подающим помощь в разных нуждах. За умерших в специальном заупокойном канонике, существующем в любом храме. На нем, как правило, располагается малое распятие.

Как было сказано ранее, свеча – внешний символ служения Господу. Молитвенное обращение с зажиганием свечи должно сопровождаться соответствующим внутренним настроем. Да, свеча - жертва Богу, но если в душе царят неверие и грех, такая жертва Богу ни к чему. Возжигание свечей – это не жертвоприношение, как в языческие времена, это внешнее и внутреннее проявление покорности Богу, сближения с Ним, готовности покаяться, жить благопристойно.

Ставить свечи необходимо до начала службы. Во время богослужения делать этого нельзя, дабы не мешать прихожанам во время общения с Господом. Если на подсвечнике перед иконой нет места, гасить другую свечу нельзя. Если же кто-то погасил свечу верующего, не надо обижаться или возмущаться. Напомним, что свеча – лишь внешнее проявление веры и любви к Богу, важнее то, что в сердце. Суеверия в церкви не приемлемы, поэтому не имеет значения то, какой рукой ставить свечу. Если свеча погасла – это не признак скорого несчастья, а всего лишь ничем неподкрепленная примета.

 

О молитве

Прежде чем начать молиться, необходимо внутреннее настроить себя к этому: успокоиться, выбрать удобное место, чтобы ничто не отвлекало от обращения к Богу. Можно поставить свечу к иконе святого, к которому обращена молитва. Если у иконы собрались прихожане, не следует высвобождать себе место, лучше подождать пока кто-то отойдет. Молятся про себя, не мешая окружающим.

Во время богослужения может быть непонятен старославянский язык, тем не менее, участие в службе помогает настроиться на духовные размышления. Если мысли невольно рассеиваются, рекомендуется читать молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Молиться Богу можно везде – дома, в храме, в пути. Православные молятся утром и вечером, до еды и после, перед началось и окончанием дел.

 

Об иконах

Войдя в храм, верующие сначала подходят в иконе, которая находится в центре храма на аналое (специальном наклоненном вперед столике) и прикладываются к ней. Это икона праздника, по ней можно узнать какой праздник церковь чествует в этот день или святой, который в этот день поминается. В центре храма могут быть две иконы – икона праздника и храмовая икона, в честь которого освящен храм. Затем можно подойти к иконе святого, имя которого носишь или другого святого, к которому имеешь просьбу. Обходить и прикладываться ко всем иконам не следует.

 

Как правильно прикладываться к иконе?

Прикладывание к иконе (целование) - выражение приветствия и любви к тому, кто на ней изображен. Прикладываются к иконе следующим образом: необходимо оставить сумки, пакеты и пр., подойти к иконе не торопясь, с благоговением, сделать два поясных поклона с крестным знамением. Не следует целовать святых в лик. По окончанию прикладывания сделать поясной поклон с крестным знамением.

В миру существуют предрассудки о возможности инфицирования во время целования иконы. Многовековая история Церкви это опровергает. Брезгливость - это проявление гордости, которая проходит со временем, а целование икон – это выражение любви, а не обязанность.

 

О церковных записках

Церковные записки (разовый помянник) подаются священнослужителю до начала богослужения. В нем записаны имена тех, за которых нужно молиться «о здравии» и «об упокоении». Церковные записки вносятся священниками в алтарь, где прочитываются во время Божественной Литургии перед святым престолом.

Молитва, произнесенная в церкви особенно благодатна в сравнении с домашней молитвой. Молитва «о здравии» предполагает молитву не только о физическом, но и духовном здоровье человека, его материальном благополучии. Молясь «о здравии» злого человека, верующий просит Бога изменить его внутренне.

Помянные записки необходимо подавать как можно чаще, обязательно в дни рождения, крещения, именин. Умерших принято поминать в день смерти, рождения, именин.

 

Как правильно подать записку?

  1. Записка пишется разборчиво. Неопрятно оформленная записка - проявление неуважения.
  2. Не следует упоминать более 10 имен. Лучше подать несколько записок.
  3. Имена записываются в родительном падеже (кого?).
  4. Записываются полные имена (не Оли, а Ольги).
  5. Имена должны быть записаны в церковной форме (не Антона, а Антония).
  6. Записываются только имена.
  7. Ребенка до 7 лет записывают как младенца (младенца Владимира), детей от 7 до 15 лет как отрока или отроковицу.
  8. Можно использовать следующие слова: «болящего», «путешествующего», «заключенного», «воина», «монаха», «монахини».
  9. Записку «об упокоении» можно дополнить словами: «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (в день памяти об усопшем: день смерти, именин), «убиенного», «воина».

 

Продолжение следует...